Наставничество через STEM технологию - осознанная необходимость

ФЕСТИВАЛЬ-ЯРМАРКА НАСТАВНИЧЕСКИХ ПРАКТИК
«Новый формат»
Наставничество через STEM технологию - осознанная необходимость
Новосёлова Л.Д.,
учитель биологии и химии
МАОУ Сетовская СОШ
«Учитель и ученик растут вместе» - это слова великого китайского мудреца и духовного учителя Конфуция. Что скрыто в этом простом, на первый взгляд, высказывании? Конечно, наставничество - одна из старейших форм передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, которую с древних времен использовали все слои общества.
Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без наставников было невозможно, поэтому феномен наставничества стал закономерностью цивилизационного процесса. От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого.
По мнению философа Сократа, главное — чтобы наставник «пробудил душевные силы ученика». При этом ученик и наставник должны находиться в равном положении.
Таким образом, наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества. Наставников всегда почитали и наделяли особым социальным статусом.
В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. Современным образовательным учреждениям нужен профессионально – компетентный, грамотный педагог, способный к реализации инновационных технологий.
В наш стремительно развивающийся век наставник приобретает новую роль: он должен прекрасно владеть информацией, разбираться в вопросах, интересующих современных детей, помочь им найти правильные жизненные ценности в безбрежном потоке интернета. Но не секрет, что дети смелее и быстрее овладевают современными технологиями. Это замечательное педагогическое сотрудничество.
На современном этапе развития общества быстрыми темпами происходит освоение техники и технологий, поэтому приоритетными задачами, стоящими перед образовательными учреждениями, является развитие инновационного образования. Вызовы времени порождают новые требования к системе образования, к его качеству. И эта система способна быстро и точно реагировать в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Мое образовательное решение вызовам выражается в том, что я на 100 % поддерживаю новую образовательную STEM–технологию, и в этом есть большие преимущества. А какие широчайшие возможности и потенциал для педагога она в себе скрывает. STEM-образование позволяет использовать научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн. Что ведёт к формированию инновационного мышления обучающегося, умений, навыков 21 века. Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.
Обобщая свой и учитывая опыт других педагогов, можно отметить: STEM обучение — это инновационная методика, которая позволяет выйти на новый уровень совершенствования навыков у наших детей.
Вот несколько преимуществ STEM-образования:
- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
- Формирование уверенности в своих силах.
- Активная коммуникация и командная работа.
- Ранняя профессиональная ориентация.
- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
STEM технология придает новизну моей программе как наставника в том, что содержание не нацелено на определенный предмет, это позволяет исследовать любую тему, интересующего учащегося. Структура нашего занятия по STEM технологии включает: проблемно-ориентированную жизненную ситуацию; интегрированный поиск информации; экспериментальное исследование; проектно-технологическую часть; знакомство с профессиями будущего.
В работе мы практикуем вид деятельности обучение, когда старшая группа готовит, организует мероприятия для младших. Обучаем STEM технологии подшефных детского сада. Такой метод наставничества «Равный равному» способствует:
• приобретению навыков ответственного поведения;
• обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
• личностному росту;
• формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
• общению, новым знакомствам;
• росту самосознания, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем
Мы с ребятами четыре раза участвовали в грантовых конкурсах СИБУРа, который проводится ежегодно в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел». И четыре раза выиграли: Я думаю, что не случайно. Именно STEM технологии нам помогают правильно создать командный проект и реализовать его. Таким образом, повышается ответственность учащихся, происходит формирование социально-активной позиции учащихся, их адаптация к взрослой жизни, что отвечает потребностям современного общества.
Первый грант позволил нам заложить дендрарий, который появился на школьной территории. Школьное лесничество «Кедр» создано благодаря второму гранту. А на средства третьего гранта мы создали школьный лесной питомник. Теперь у нас в школе появился медицинский класс и хочется верить, что появятся новые исследования уже физиологии человека.
Я горжусь своими учениками, которые достойно справляются с олимпиадными заданиями, успешно выступают на конференциях, фестивалях, побеждают в конкурсах! Ведь их победы – это и мои победы! Их рост-это и мой рост тоже! Успехи детей – это моя гордость, это уверенность в том, что я им очень нужна! И хочется снова и снова, не останавливаясь на достигнутом, творить, открывать с учениками неизведанное, быть с ними всегда рядом, чтобы учить, поддерживать, направлять, изменять их жизнь к лучшему.
Дети - моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. В процессе совместного общения я тоже развиваюсь, формирую свою главную педагогическую миссию: увидеть мир природы, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. Мы вместе постоянно создаем что-то новое и интересное. Занятия всегда разнообразные: это экскурсии и путешествия, эксперименты и опыты, акции и квесты, рядом с нами родители и педагоги.
Каждый день нашей жизни – это открытие чего – то нового, ведь он непременно наполнен многочисленными яркими и запоминающимися событиями. В процессе делового сотрудничества, в увлекательном творческом поиске новых открытий, ребята выступают в роли исследователей, самостоятельно находят новые решения.
Таким образом, образовательная STEM технология, внедрение которой, как правило, базируется на масштабном использовании компьютерных средств и систем, становится одним из необходимых образовательных инструментов. Тем не менее важно отметить, что для современного этапа развития образования подобное обучение требует больших усилий от педагогов, как технологического, так и методического характера.
Растут требования к компетентностям педагога, связанным с работой с информацией и новыми средствами обучения. Повсеместно внедряемая проектно-ориентированная деятельность заставляет уделить внимание формуле «4К»: ключевые компетенции (коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность – способность распознавать и использовать потенциал новых технологий). Без наставников в решении этих задач не обойтись.
Сегодня наставничество вышло за пределы образовательных учреждений и предприятий. К наставникам все чаще обращаются в индивидуальном порядке, а также на уровне крупных компаний. Приведу пример… Уже три года мы работаем в тесном сотрудничестве с компанией СИБУР в рамках проекта «Тобольский лес». Нас приглашают на различные мероприятия одно из ярких «Зелёный пикник», где собираются экологические волонтёры и активисты, представители СМИ и грантополучатели программ СИБУРа, учёные и сотрудники. Это крупная компания, которая тонкими нитями пронизывает территорию всей страны. Так вот важнейшим базовым элементом, без которого невозможно развивать ни одну компанию, они считают наставничество. Управляющий директор по эффективности производства СИБУРа Игорь КЛИМОВ сказал:
– Не начинать все с чистого листа, не делать тех ошибок, которые уже совершали твои предшественники, – все это возможно благодаря наставничеству. Время – не бесплатный ресурс, его нужно ценить. Можно, конечно, добиваться результата самому. А можно не изобретать велосипед, а двигаться дальше, используя опыт других. Делясь своим опытом и навыками, вы прокладываете мостик между прошлым и будущим!
Наставничество – это совместная деятельность по преодолению личностных, профессиональных дефицитов. Она становится одним из важнейших направлений развития инновационного потенциала системы образования.
Таким образом, наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию. Направленность наставничества на эксклюзивную работу по передаче опыта, освоению нового и постоянному совершенствованию делает его особенно востребованным на пороге революционных перемен, которые ожидают наше образование.
Таким образом, наставничество и взаимодействие наставника и наставляемого через STEM-сотрудничество - это осознанная необходимость, «Новый формат».